Марсель Паньоль и петанк.

Многие французские писатели, художники, скульпторы, музыканты, режиссеры в своем творчестве так или иначе касаются петанка. Еще бы – игра с более чем столетней историей, традициями, занимающая второе место по пулярности в этой стране.

Безумно влюбленный в Прованс, Марсель Паньоль (1895—1974) — известный драматург, режиссер, классик французской литературы XX века, не только снял фильм «Фанни», где есть сцена игры в петанк, но  и писал об игре в шары в своих книгах.

Например, автобиографичная книга «Детство Марселя». Точно не известно, какой период описан в книге, но зная дату рождения автора, и понимая, что речь идет о его школьных годах, можно предположить, что это 1903-1910 годы. Но… зная, что с 1907 года разбега при броске не делали, а в книге есть момент про три шага до броска, можно сузить период и обозначить его как 1903-1907 годы.

Поразительно точно и подробно описан турнир, где обычная команда сельских жителей выходит в финал и сражается с командой самого крутого игрока в шары. Что из этого вышло, можно прочитать тут, а я приведу пару отрывков из книги.

Сразу скажу, что есть отличия – игра идет до 15 очков, бросок на выбивание шара делается с разбегом в три шага. Так же можно подумать, что еще одно отличие кроется в именовании кошонета «чушкой», но это не так. И «чушка» и «кошонет» — это свинка.

Отрывок о стратегии

«Под платанами, возле лежавших вокруг «чушки» десяти шаров, собралось шестеро игроков. Четверо — в том числе мой отец — стояли подбоченясь и смотрели на дядю Жюля и Пессюге, которые сидели на корточках. Дядя Жюль измерял веревочкой расстояние между брошенными шарами и «чушкой», а Пессюге следил за ним злобным взглядом. Внезапно он крикнул:
— Нет второго очка! Я же вам говорил!
— Точно, — ответил, вставая, дядя Жюль. — Мы взяли только одно очко. Но у нас остается еще один шар, еще один бросок.
И он указал на Жозефа, который подходил с шаром в руке. Жозеф был спокоен. Он улыбался. Он оглядел расположение шаров и сказал:
— Если я буду целить между шарами, я ничего не выиграю, я рискую даже подогнать их шар к «чушке».
— Если вы будете бить в самый шар, есть риск, что ваш шар откатится обратно, — сказал Пессюге. — Кроме того, если вы даже выбьете мой шар с позиции, это ничего не изменит, потому что за вами остается преимущество благодаря шару Пиньятеля…
— Да, — сказал Жозеф. — Но если мне удастся сделать «карро», у нас будет пятнадцать…»

Отрывок, описывающий традицию целовать «Фанни»

«Перед клубом уже собралось десятка два игроков, только что окончивших партию, и среди них я с радостью увидел нашу команду Беллонов, которая победила противника со счетом 15:8.

Победителей легко было узнать: они были без пиджаков и постукивали своими шарами или обтирали их платками. Побежденные уже надели пиджаки, сложили свои шары в мешочки или в проволочные сетки, многие ссорились, сваливая друг на друга вину за поражение. За столом распорядителей журналист старательно регистрировал результаты каждой команды в книге записей клуба и под каждой записью заставлял подписываться лидеров команды. Господин Венсан сортировал дощечки с номерами, так как нужно было отобрать уже использованные. Когда работа была закончена, господин Венсан торжественно огласил результаты.

Толпа отвечала аплодисментами, а иногда и протестующими возгласами. Затем, в глубокой тишине, когда он снова подставил открытый мешочек с номерами девочке с бантом, раздался голос Пессюге:
— А церемония?
Тогда молодые парни хором стали выкрикивать:
— Фанни! Фанни!
— Такова традиция, — сказал журналист. — Мне кажется, мы должны ее соблюсти.
Тотчас же двое молодцов побежали в зал клуба и вынесли оттуда, при всеобщем веселом оживлении, какую-то картину размером в квадратный метр.
Трое проигравших вышли вперед под аплодисменты толпы. Я пробрался в первый ряд зрителей и с изумлением увидел, что на холсте изображен зад! Зад как таковой. Без ног, без рук, без спины. Ничего, кроме ничейного зада, просто седалища, которое художник для красоты сделал розовым, по-моему даже неестественно розовым.
Голоса в толпе требовали:
— На колени!
Трое побежденных послушно стали на колени. Двое из них все время смеялись натужным смехом, но третий, весь бледный, не сказал ни слова и понурил голову.
Двое молодцов, державших картину, поднесли ее к лицу капитана команды, и он смиренно приложился к этим неестественно розовым округлостям.
Потом он громко захохотал, но я понимал, что смеется он не от души. Самый младший, стоявший рядом с капитаном, повесил голову и так стиснул зубы, что на щеках выступили желваки. А я — я сгорал от стыда за них… Однако кто-то им зааплодировал — как видно, одобрил верность традиции, а господин Венсан пригласил их выпить по стаканчику, но капитан покачал головой, и, не проронив ни слова, они удалились»

По автобиографичным книгам Марселя в 1990 и 1991 годах была снята дилогия «Слава моего отца» и «Замок моей матери».
Очень атмосферные, душевные фильмы, в которых тоже нашлось место для петанка.

Сцена из фильма Марселя Паньоль «Фанни». 1932 год

«Фанни» является частью трилогии «Мариус», «Фанни» и «Сезар», которая была переснята в 2013 году.

 

Добавить комментарий